Московский институт психоанализа.
Дипломная работа
Механизмы и интерпретации фантазии в психоаналитической арт – терапии.
Студентка курса
Колосова И.А.
Научный руководитель
к.м.н. Старшенбаум Г.В.
Москва 2003 г.
Оглавление.
Оглавление
Введение
Раздел . Природа фантазии.
1. З. Фрейд о фантазии.
2. Подходы американской эго – психологии.
3. Британская школа.
4. Ж. Лакан.
5. Французская школа.
6. Значение иллюзии в работе Винникотта.
Раздел . Проблема интерпретации.
1. В психоанализе искусства З. Фрейда.
2.. В психоаналитическом исследовании искусства Э. Криса.
3. Творчество, сублимация, перверсии.
Раздел . Арт – терапия.
1. Проблема определения.
2. Терапевтические факторы арт – терапии.
3. Интерпретации в арт – терапии.
4. Арт – терапевтический процесс.
5. Позиция арт – терапевта.
6. Практическая часть. Собственные наблюдения.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Актуальность темы исследования. Современное общество относится уже к принципиально новому постмодернистскому этапу развития, кардинально изменившему культурный контекст психотерапии. Многие авторы утверждают, что современные пациенты озабочены не столько внутриличностными проблемами, как пациенты Фрейда, сколько межличностными. Изменились и психоаналитики. По словам Ромашкевича, например, теория объектных отношений соотносится с теорией Кохута как корпускулярная и волновая теория в квантовой физике. Происходит нарастание интегративных тенденций как между разными психоаналитическими школами, так и разными психотерапевтическими направлениями. В данном случае мы рассматриваем психоаналитическую арт – терапию как пример творческого взаимодействия психоанализа и арт – терапии, отражая одну из многочисленных тенденций развития потребностей современного общества.
Предметом исследования является феномен фантазии в его теоретическом и терапевтическом аспектах в основных психоаналитических школах, таких как эго – психология, французский психоанализ, Британская школа и др. в практике психоаналитической арт – терапии.
Цель и задачи. Целью данной работы является исследование механизмов фантазий и использование их интерпретации как терапевтического фактора.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- исследовать и сравнить взгляды на природу фантазии ведущих школ психоанализа;
- исследовать феномены игры, перверсии, психотических образов, как явлений, включающих фантазирование, и разграничить феномены творчества и патологии;
- исследовать интерпретацию как один из основных механизмов психоаналитической арт – терапии;
- определить ограничения и возможности арт - терапии в психоаналитической практике…