Влияние экуменизма в борьбе женщин за права в Церкви.

Колосова И.А.

Проблема участия женщин в жизни Церкви и особенно в различных видах церковного служения была поставлена уже в самом начале экуменического движения на учредительном конгрессе Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 году, где возникли серьёзные разногласия по этому поводу. Этот вопрос обсуждался в секции ВСЦ «Сотрудничество мужчин и женщин в семье, обществе и церкви» теоретически. А уже резолюция ассамблеи ВСЦ 1968 года рекомендует изучение проблемы с учётом «опыта всевозрастающего числа церквей, которые допускают пастырство женщин»1.

К концу 20-го века оформляется противостояние внутри ВСЦ в вопросе женской ординации между протестантами и православными. Крещение, евхаристия, ординация женщин рассматриваются в ВСЦ комиссией «Веры и Церковного устройства». Православные считают себя выразителями Вселенского Предания, поэтому женское или гомосексуальное рукоположение, интеркоммунион - всё это вопросы, где православные отказываются разделять точку зрения большинства, и невозможность не участвовать в решении этих вопросов ставит их на грань выхода из состава действующих членов ВСЦ2. Стремления к священству часто удивляют православных. Это признак клерикаризма и непонимания универсального священства, считают они, которое состоит в духовном приношении своих помыслов и деятельности Отцу через участие в Жертве, которую принёс Ему Сын. Возможно поэтому проблема рукоположения женщин в православной церкви не столь актуальна. Более актуальным является вопрос о восстановлении женского диаконата, который существовал в первых веках христианства. Существуют чины рукоположения в диакониссы. Например, в Сирии в 3 веке, как об этом повествуют Апостольские наставления. В эпоху расцвета женского диаконата (4-5 век) рукоположение включало в себя и благословение (cheirothesis, хиротесия), и ординацию (cheirotonia, хиротония)3. Феминистские богословы ортодоксальной церкви разрознены и больше участвуют в экуменическом международном движении, нежели отстаивают свои позиции внутри церкви.

Римско-католическая церковь, являясь наблюдателем в ВСЦ, фактически присоединяется в своей позиции к противникам женской ординации. Но внутри самой католической церкви формируется и зреет активное феминистское движение, которое активно поддерживает интеррелигиозный диалог, создаёт новые виды женской литургии, Женской церкви, феминистской эгзегезы Библии. Католические женщины-теологи имеют возможность проводить свои взгляды в академических кругах, феминистская теология преподаётся в католических, протестантстких высших учебных заведениях4. Существует более 20 свидетельств рукоположения женщин-католичек по всему миру как в сан священника, так и в сан епископа. Наиболее известный случай за последнее время - в Австрии в июне 2002 года, после чего последовал изданный Конгрегацией Доктрины Веры декрет об отлучении от церкви участвующих.

У протестантов экуменические тезисы о равных правах женщин и мужчин в Церкви исследуются в контексте поиска единства человечества. Протестантами подчёркивается равенство социальных отношений во Христе, преодоление ограниченных культурных ролей и религиозных законов как следствие бытия в теле Христа. В обращении к Богу мужчины и женщины – равные партнёры. Женщины и мужчины одинаково духовно одарены. Равенство в различиях. Язык о Боге являет напряжённость между божественным и человеческим выражением.  Поэтому возможно сосуществование традиционных направлений теологии, теалогии, вуманистской теологии, экотеологии, теологии тела и т.д5.

В развитых индустриальных странах продолжает увеличиваться количество женщин – священников и во многих странах официально одобрен женский епископат. Всемирный Совет Церквей в своём протестантском большинстве одобряет и поддерживает борьбу женщин за права в Церкви.

1 Элизабет Бер-Сижель. Служение женщины в церкви. М.; 2002, 153.
2 Православие и экуменизм. М.; 1998, 472 – 486.
3 John Wijngaards. The ordination of women in the Catholic Church. London, 2001.
4 Anne M.Clifford. Introducing feminist theology.  New York, 2001.
5 The modern theologians. Ed. by David F.Ford. Cambridge, 2000.
  1. Элизабет Бер-Сижель. Служение женщины в церкви. М.; 2002.
  2. Православие и экуменизм. М.; 1998.
  3. John Wijngaards. The ordination of women in the Catholic Church. London, 2001.
  4. Anne M.Clifford. Introducing feminist theology.  New York, 2001.
  5. The modern theologians. Ed. by David F.Ford. Cambridge, 2000.
  6. Orthodox women speak. Ed. by Kyriaki Karidoyanes FitzGerald. Genava, 1999.
  7. Raiser Konrad.Ecumenism in transition.A paradigm shift in the ecumenical movement? Geneva, 1991.

Обо мне

Моя творческая автобиография.Раннее детство мне посчастливилось провести в большой традиционной семье. Мой дед, полковник советских войск…

Арт вояж

Путешествия по антикварным рынкам с
М.Е. Перченко - вице-президентом ассоциации международных антикваров. Париж-Брюссель-Брюгге.